Экономический рост, повышение производительности труда и конкурентоспособности национальной экономики невозможны без создания новых высокотехнологических предприятий и отраслей, массового внедрения технологических инноваций и цифровизации.
Ускоряющееся обновление технологий приводит к появлению новых и исчезновению традиционных рабочих мест.
- Начавшееся вымывание профессий, связанных с монотонным умственным трудом, в ближайшие годы может привести к сокращению миллионов рабочих мест.
- Взамен цифровая экономика формирует новые профессии и новые требования к квалификации специалистов.
Эти потребности должна обеспечивать система высшего, среднего и дополнительного профессионального образования, но она очень консервативна. А если даже колледж или вуз стремится актуализировать свои учебные программы, то это стремление наталкивается на необходимость вписать их в справочники традиционных квалификаций. Унаследованный от СССР механизм обновления номенклатуры и содержания профессий через справочники ЕКТС/ЕКС связан с большими организационными и финансовыми издержками и не обеспечивает требуемый темп изменений.
Это приводит к дефициту специалистов с требуемыми квалификациями, который к концу 2030 года, по оценкам, может составить 3 млн. человек.
Национальная система квалификаций призвана устранить этот разрыв, донося до системы образования сигнал о том, как меняется рынок профессий – какие становятся востребованными, какие уходят и какой набор компетенций с точки зрения потенциальных работодателей является актуальным сейчас и будет востребован в будущем. Мы не можем себе позволить десятилетиями готовить специалистов по отмирающим профессиям – на рынок труда должны выходить специалисты, имеющие актуальные знания и навыки в данной профессии.
Национальная система квалификаций базируется на принципах открытости, добровольности, независимости оценки, признания как формального, так и неформального образования, сочетания саморегулирования и административных воздействий.
Составляющие национальной системы квалификаций
Национальная система квалификаций Российской Федерации – это комплекс взаимосвязанных нормативных правовых и методических документов, государственно-общественных институтов и мероприятий, обеспечивающих взаимодействие сфер профессионального образования и труда в целях повышения качества подготовки работников и их конкурентоспособности на национальном и международном рынках труда.
Ключевым элементом национальной системы квалификации являются профессиональные стандарты. Профессиональный стандарт содержит описание трудовых функций, выполняемых работником в рамках определенного вида профессиональной деятельности, и необходимых для них знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы.
Разрабатывают профессиональные стандарты ассоциации работодателей и профессиональные сообщества под руководством отраслевых советов по профессиональным квалификациям. Экспертизу профессиональных стандартов проводит Национальный совет по профессиональным квалификациям, а утверждает их Министерство труда и социальной защиты РФ.
На основе профессионального стандарта формируется перечень относящихся к нему профессиональных квалификаций — названий профессий или типовых должностей. В дальнейшем для каждой квалификации разрабатываются средства оценки квалификаций (теоретические тесты и практические задания), которые используются для проведения независимой оценки квалификации (профессиональных экзаменов). Как и профессиональные стандарты, средства оценки квалификации разрабатываются под руководством профильного совета по профессиональным квалификации и утверждаются Министерством труда и социальной защиты РФ.
Осуществляют независимую оценку центры оценки квалификации и (опционально) формируемые ими экзаменационные центры.
Сведения о специалистах, успешно сдавших профессиональные экзамены, сохраняются (с учетом требований защиты персональных данных) в централизованном реестре, которым управляет Национальное агентство развития квалификаций.
Организации высшего, среднего и дополнительного профессионального образования используют профессиональные стандарты для разработки программ обучения по соответствующим квалификациям.
Ценность национальной системы квалификаций
Для государства:
- обеспечение перспективных направлений экономики квалифицированными трудовыми ресурсами
Для граждан:
- возможность повысить свою востребованность за счет подтверждения квалификации путем сдачи профессионального экзамена (в том числе дистанционно)
- возможность выстраивать карьеру, комбинируя формальное обучение и неформальные методы приобретения квалификации
- облегчение трудоустройства за счет попадания в реестр квалифицированных специалистов
Для работодателей:
- появление на рынке труда кандидатов с актуальными квалификациями
- возможность стандартизовать наименования должностей, профессий, специальностей
- возможность сформировать должностные инструкции на основе трудовых функций соответствующих профстандартов
- возможность сформировать требования к кандидатам на основе требуемых знаний, умений и навыков, определенных соответствующими профстандартами
- возможность оценить соискателя через обращение к реестру квалифицированных специалистов
- возможность планирования профессиональной переподготовки сотрудников исходя из результатов независимой оценки их квалификации
Для организаций высшего, среднего профессионального и дополнительного образования:
- повышение качества и востребованности учебных программ за счет ориентации на современные профессиональные стандарты
- повышение востребованности выпускников за счет сдачи профессионального экзамена и попадания в реестр квалифицированных специалистов
Нормативная база национальной системы квалификаций
- Основой национальной системы квалификаций является указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 г. №249 создан Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.
- В трудовом законодательстве закреплены понятия «профессиональный стандарт» и «квалификация». В нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации и Минтруда России регламентированы вопросы разработки и применения профессиональных стандартов.
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлены правовые основы применения национальной системы квалификаций в сфере профессионального образования: разработка федеральных государственных образовательных стандартов на основе требований профессиональных стандартов, профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ на соответствие профессиональным стандартам и др.
- Правовой основой независимой оценки квалификации являются Федеральный закон от 03 июля 2016 г. №238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» и Правила проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2016 г. №1204.
Полезные ссылки
- Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям
- Национальное агентство по развитию квалификаций
- Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка (СПКФР)
- Профстандарт «Специалист по процессному управлению»
- Реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации
- Реестр свидетельств о профессиональной квалификации